Дизайн прихожей / гардеробной

В любом доме, как бы мал он ни был, обязательно есть прихожая. В древнегреческом доме, структуру которого мы можем понять только из литературных источников того времени, прихожая называлась протироном и была небольшой, но через нее входящий попадал во внутренний двор, который, в свою очередь, и вел в дом. Древние римляне переняли обычаи греков и по части обустройства жилища. В древнеримском домусе прихожая именовалась вестибулумом. Над ним в более поздние времена воздвигали портик. А вот привычное нам слово «вестибюль» – французского происхождения. Оно обозначает большое помещение между входом и внутренним пространством в общественных зданиях. Вестибюль, как правило, обставлялся соответствующей мебелью и украшался зеркалами и цветами. Здесь также размещался гардероб. Советская прихожая выполняла очень много функций и была и холлом, и гардеробной, а иногда и частью гостиной. В гигиенические функции входила защита квартиры от холода,  грязи и шума с улицы. Здесь также хранилась верхняя одежда и обувь всех сезонов, спортивный инвентарь и все то, что не поместилось в квартире. Как правило, такая прихожая была невелика, освещалась крайне слабо, а главным предметом в ней была вешалка для верхней одежды. Единственным украшением такой прихожей был светильник, рассчитанный на одну лампу накаливания.  Сегодня дизайнеры уже убедили нас, что в доме нет второстепенных комнат. Теперь прихожая – витрина нашего жилища. Для нее мы покупаем арт-объекты и хиты дизайна. Здесь входящий с первых шагов погружается в концептуальный образ нашего дома. Объемно-пространственная композиция квартиры (или дома) должна начинаться от входной двери. Открытые и закрытые архитектурные пространства, объемы и ограждающие поверхности конструкций – это главные художественные средства архитектора. Он может спроектировать эти пространства сообщающимися или изолированными, освещенными или затемненными, спокойными или динамичными. Архитектурные объемы – тяжелыми или легкими, простыми или сложными. А элементы ограждающих поверхностей сделать плоскими или рельефными, глухими или ажурными, однотонными или красочными, и тем самым выделить их или сделать незаметными. Основная задача архитектора состоит в строгой организации в интерьере всех пространственных объемов и их элементов. Архитектурная композиция может развиваться по условной прямой или с поворотами пространственной оси, которая будет иметь главные и дополнительные направления. И надо помнить, что каждому большому архитектурному стилю соответствует своя к омпозиция, свои приемы развития в пространстве. Одни интерьеры – например, классические, имеют симметричную композицию — одинаковое, спокойное расположение элементов относительно оси симметрии, которая отмечает центр композиции. Такие композиции построены на гармонии. Другие композиции построены на контрасте. Например, развитие пространства в интерьерах в стиле  Модерн имеет асимметричную композицию. И тогда в помещении или всей постройке соединяются контрастные по форме, цвету и материалу объемы, что рождает динамичный архитектурный образ. Прием симметрии и асимметрии используется и при расстановке в интерьере колонн, окон, лестниц, дверей, мебели, светильников. И сегодня уже можно сказать, что в наше время появился новый тип композиции – композиция, построенная на диссонансе, на эпотаже. Примером могут служить интерьеры направления « Трэш» и «ТрэшГ ламур», когда дизайнер совершенно сознательно искажает и утрирует форму и сам материал, намеренно выделяя цветом или светом элементы композиции, главная цель которой – поразить зрителя, шокировать его. Мы должны помнить об этом и сразу наметить ось движения зрителей от входа. На что мы входим? На открытое пространство или упираемся в стену, поворачиваем и только тогда проходим в другие помещения? Ось движения развивается по прямой или имеет дополнительные направления? Будет ли это симметричная классицистическая к омпозиция или композиция дома уже в прихожей разделится на дополнительные оси движения? Архитектурные объемы (шкафы и перегородки) будут визуально легкими или тяжелыми? Двери, выходящие в прихожую, будут акцентными или едва заметными? А рисунок пола в прихожей пройдет через все помещения дома или уже здесь поделится на несколько второстепенных тем? Мы должны не просто укомплектовать прихожую поместившейся туда мебелью, но и решить все эти вопросы. Хорошо, если в жилище мы входим на открытое пространство – это и свет, и психологическая легкость. Если же входящий упирается в стену, то тут нас выручит зеркало – большое, от пола и до потолка, или среднее, в модной барочной раме, повешенное над какой-либо низкой мебелью. Зеркало даст нам то пространство, с которым наша неудачная по планировке прихожая сразу преобразится. Оно же высветлит прихожую, умножив ее освещение. Зеркало в прихожей просто необходимо. К тому же этот предмет позволяет зрительно замаскировать громоздкие шкафы, визуализировать несуществующий проем (иногда это делают, чтобы поддержать симметричную композицию). Но надо сказать, что пик популярности зеркальных дверей шкафов-купе миновал, уступив место коже. Но зеркало тем не менее царит в прихожей – или навесное, или вклеенное прямо на стену минималистичное, или отдельно стоящее классицистическое зеркало-п сише. (Подробнее – см. «Декоративные и отделочные материалы».)  Просторная прихожая – порой несбыточная мечта владельца квартиры. В домах массовых типовых серий под это помещение обычно отводят 3–4 м2. В этом случае можно попытаться исправить недостатки прихожей путем рациональной расстановки мебели. И не надо пытаться втиснуть сюда громоздкую мебель: первое помещение нашего дома должно олицетворять пространство и свет. 

Но если без шкафа в прихожей все же не обойтись, пусть он будет как можно миниатюрнее и занимает такое место, где глубина его незаметна. Одно время всем полюбились шкафы-купе. Теперь маятник предпочтений качнулся в другую сторону, и мы вновь осваиваем классицистические гардеробы, нередко с антресолью. Но даже в самых маленьких помещениях всегда есть место дизайну. Не стоит прикреплять к стене банальную вешалку с крючками: она все равно будет иметь габариты, а внешний вид ее все равно будет далек от тенденций мировой моды. На стену, предназначенную для вешалки, смонтируйте с заметным отступом друг от друга стильную керамическую плитку большого формата. Современная керамика безупречна – есть плитка под кожу, есть под текстиль, она может сиять немыслимыми гранями металла, а любители традиционности в интерьере могут заблудиться в коллекциях под дерево. И в прихожей (и даже в спальне или гостиной), с незатертыми швами, такое панно будет работать уже как дорогие панели под в енге, под ржавый металл, под велюр.

Устройство «вешалки» целесообразно, даже если в вашем доме есть гардеробная или гардероб. Ведь на ней будет сохнуть верхняя одежда, когда мы только пришли с улицы. И главное: рисунок панно подскажет тему дизайн-проекта, расставит декоративные и смысловые акценты и может дать название вашему дому. Так автору этих строк однажды крупноформатное панно с изображением стильных одуванчиков, помещенное с одобрения заказчиков в прихожей, определило название всему объекту – «Цветы любви». Сознайтесь, жить в квартире под сенью такой высокой лирики дорогого стоит. Так создайте композицию из керамического панно, вклеенного  большого настенного зеркала, светильников-бра, домофона, полки для головных уборов (если она вам нужна), выключателей и крючков для верхней одежды.

Такая композиция несет и утилитарную функцию и стилеобразующую одновременно. Керамическая плитка будет играть роль нестандартного зеркального обрамления, за ней несложно ухаживать, она защищает стену и сама не требует ремонта. А дополнит композицию подставка для обуви и банкетка (или диванчик) – что поместится. Второй тип прихожей – прихожая-холл. Тут граница между прихожей и холлом опре
Коллекция деляется только сменой напольного покрытия или одной-тремя ступеньками (что уже почти не встречается – уж очень травматично). Такая прихожая может обставляться диванчиком, парой кресел и даже шкафами-витринами. Для верхней одежды предусматривается шкаф-купе или гардеробная комната. В квартирах «свободной планировки» прихожая от гостиной отделяется перегородкой лишь по желанию хозяев. Кто-то, войдя в квартиру, любит сразу видеть все ее внутреннее пространство, кто-то, наоборот, считает, что «личные покои» нельзя выставлять на всеобщее обозрение. Интересный планировочный прием: приватная зона отделена от прихожей лишь узкой стеллой-перегородкой (например, под телевизор, который относится уже к зоне гостиной) – это и эстетично и утилитарно одновременно. Такое пространство считается открытым, но самое важное – диван, с сидящими на нем обитателями дома, закрыт от взоров вновь вошедших.

Полы. Прихожая очень часто требует вмешательства швабры или пылесоса. Поэтому лучше, если пол в ней будет как можно менее прихотлив в уходе. Конечно, самый лучший вариант здесь – полы из керамики и керамогранита. За ними легко и несложно ухаживать, но обратите внимание на те коллекции, которые имеют какой-то рисунок – текстуру под дерево, мелкие точки и крапинки или рисунок газетных принтов. На таких плитках уличная грязь практически не видна, даже если плитка полированная. Если получится по планировке, входную зону надо сразу поделить на грязную (там снимается и стоит потом обувь) и чистую. А делается это просто – только сменой цвета или рисунка напольной плитки, ярким декором. Видя на полу такую демаркационную линию, даже самые активные гости замедлят свой бег при входе в ваше жилище. А в чистой зоне, где вы уже ходите босыми ногами, лучше разместить домофон и двери в смежные помещения – санузлы или на кухню. Хорошо, если пол в вашей прихожей будет снабжен системой электроподогрева – мокрая обувь и одежда здесь высохнет быстрее. Часто в прихожей поселяются домашние животные. Для них подойдет и ниша под полочкой для перчаток, и простая корзина, и специальный домик, который можно сделать на заказ и стилистически увязать с интерьером. При этом лучшего покрытия для стен, чем, опять-таки, керамическая плитка трудно себе представить – она не впитывает грязь и запахи. А в прихожей загородного дома или просторной квартиры можно предусмотреть зону (нишу или шкаф) для купания собаки, оснащенную специальным душевым поддоном и душевой лейкой.

Свет. Освещенность современной прихожей, как правило, такая же, как освещенность всей остальной квартиры, а иногда и выше, если этого требует концепция дизайн-проекта. Стилистика светильников повторяет или оттеняет стилистику всех остальных светильников – опять-таки по желанию авторов проекта. Будет ли освещение сценарное (для каждой группы светильников прихожей) или под потолком при нажатии клавиши выключателя засияет только одна причудливая люстра – никаких ограничений в этом плане для прихожих нет. Здесь, как и везде, приветствуется полет нашей фантазии.

В квартирах живут не только люди, но и вещи. Гардеробная комната – это отдельный мир, мир вещей в доме. В идеальном случае гардеробная должна закладываться в дизайнпроект. Грамотно спроектированная, она позволяет удобно разместить одежду, аксессуары, обувь, постельные принадлежности, сезонные вещи и многое другое. Ведь ее место и наполнение настроено на оптимальное использование пространства и оптимальное удобство эксплуатации. Гардеробные бывают двух типов: отдельное помещение (отдельная комната в квартире или доме) или часть комнаты, которая отделяется от основного объема перегородкой. Безусловно, тип гардеробной комнаты в первую очередь определяется размерами жилого пространства и пожеланиями хозяев. В стандартной городской квартире, где проживает много человек, выделить отдельную комнату под гардеробную едва ли получится. В такой ситуации лучше использовать часть комнаты (стену, угол или нишу), отгородив ее с помощью раздвижных систем. Иногда, исходя из целесообразности использования площади квартиры, можно предложить и третий тип гардеробной – в проходной зоне (в коридоре или тамбуре, как правило, перед спальней). То есть в интимную зону квартиры можно пройти только через гардеробную. Этот вариант – просто находка при невозможности выделить гардеробную в отдельный объем. И функция имеет место и полезная площадь не пропала, а на вид современные системы хранения просто украшение интерьера. Конечно, если речь идет о квартире с большим количеством комнат или о частном доме, под гардеробную отводят и целую комнату, в которую можно войти и провести там достаточное количество времени. И здесь хорошо поставить пуфик, повесить большое зеркало для примерки. В гардеробную, как в полноценное помещение, часто устанавливают автономные системы вентиляции и кондиционирования. Но тут надо определиться, чем для вас в первую очередь является эта система хранения – комнатой или шкафом, защищающим одежду от пыли, которая при вентилировании будет неизбежна.

Метраж. Любое отгороженное пространство глубже 60 см уже можно назвать гардеробной, но все-таки для полноценной гардеробной комнаты необходимо около 3 м ширины и 1,5–1,7 м глубины: минимум 45 см на хранение вещей и 90 см, чтобы человек имел возможность для маневра и чтобы боковые полки не превращались в «мертвые зоны». Вообще размеры гардеробной напрямую зависят от размеров вашего гардероба. Например, плечикам с верхней одеждой требуется пространство шириной 10 см, с платьями – 9 см, с пиджаками и рубашками – 7–8 см. Важно рассчитать и высоту отделений для хранения: для длинных платьев и верхней одежды – не менее 120 см, для пиджаков и рубашек – около 85 см. Гардеробная комната может иметь любые размеры и конфигурацию (Г-образную, П-образную), за счет чего увеличивается ее функциональность. А вот гардеробная со скругленными углами органично вписывается в любое пространство.

Упорядоченность. Благодаря наличию множества полок, ящиков, корзин, вешалок различного назначения, пантографов и антресолей в гардеробной удается разместить громадное количество вещей, ранее хранившихся в шкафах и комодах и бессовестно загромождавших квартиру. При всей своей компактности гардеробные могут вместить вещи  из  2–3  больших  платяных  шкафов. В хорошей гардеробной все вещи находят свое место, ко всему есть удобный доступ: на пантографах (лифтах) висят рубашки, костюмы и верхняя одежда; в выдвижных корзинах сложены свитера; на антресолях размещаются чемоданы, сезонная одежда и постельные принадлежности; внизу расположены полки для обуви, а также множество полок для аксессуаров и белья, а при необходимости здесь найдется место и для хозяйственных принадлежностей. В гардеробной использовать можно все пространство от пола до потолка: на самом верху – антресоли для чемоданов, ниже – система для одежды и пантографы для хранения вещей, а еще ниже – вешалки, корзинк и полки.

Конструкции. Первый тип гардеробной – «б уазери», когда на стену сначала навешиваются панели, а уже на них крепятся полки и штанги. Ее разновидности: полки, выдвижные ящики и прочее устанавливаются между вертикальными боковыми панелями, при этом наличие задней стенки необязательно. Или та же самая начинка навешивается на заднюю стенку, а боковые либо декоративны, либо отсутствуют: такая гардеробная имеет вид шкафов, сгруппированных в единый модуль – полочки и боковые стенки, щедро оснащенные мебельными аксессуарами. Плюсами такого решения являются традиционность, простота конструкций и надежность. Минусом подобных гардеробных до недавнего времени была потеря полезного пространства в углах из-за затрудненного к ним доступа. Сейчас, когда появились мебельные конструкции на направляющих полного выдвижения, использование углов стало доступно.Таким образом, корзины и вешалки для одежды, подвесы для брюк и галстуков, полки для обуви – все приобрело возможность полного выдвижения и обзора. «Буазери» очень эффектно выглядят и активно используются в гардеробных комнатах, но это в большей степени дань классицистическому стилю. Такие гардеробные имеют недостатки: слишком высокими их сделать нельзя – крепление вырывается из панели. Зато такая гардеробная, облицованная деревянными панелями, выглядит полноценно меблированной комнатой. Во втором типе гардеробных роль несущих элементов выполняют не панели, а алюминиевые (реже деревянные) штанги. Алюминиевая стеллажная система является открытой интерьерной системой со штангой для одежды, полками из стекла и ДСП, а также закрытыми боксами. Конструкция представляет собой алюминиевые стойки прямоугольного, круглого или овального сечения с различными типами креплений в распоре – стена-пол, стенастена, потолок-пол. По виду этот вариант самый облегченный, хотя по функциям ни в чем не уступает панельной схеме. А вертикальные штанги, на которые нанизываются полки, удобны тем, что благодаря наличию в штанге нескольких пазов, полки можно переставлять. Плюсами алюминиевой стеллажной системы являются прочность, легкость, антикоррозийность и возможность варьировать внешний вид путем изменения расположения полок и боксов. А также этот вид систем хранения (дополненный металлическими полками-сетками) позволяет вещам лучше проветриваться.

Виды дверей. Тип дверей выбирают в зависимости от площади и конфигурации помещения. Применяются традиционные распашные, скользящие (двери-купе), складные двери «гармошка» и двери «мини-вэн» на специальном кронштейне. Двери «гармошка» и «мини-вэн» считаются более экономичным вариантом. Они подходят для помещений любой высоты – перегородка может передвигаться только по одной шине, например напольной, хотя это не очень удобно. Чаще дверцу пускают по потолочной шине. Шина устанавливается на уровне около 3 м в распор между стенами или специальными колоннами. Очень популярны широкие панели (шириной минимум 1,5 метра): сейчас их механизмы стали прочнее, выдерживающими большие нагрузки. Но мода на раздвижные двери проходит. Сегодня в самых дорогих гардеробных используются двери распашные. И оказалось, что это все-таки самый удобный вариант, позволяющий видеть содержимое шкафа целиком. Сколько ни старались дизайнеры конца XX в., а распашная дверь пока побеждает.

Внутренняя и внешняя отделка. Декоративные решения внутреннего пространства гардеробной очень разнообразны. Производители используют и различные виды лаков, и шпон, и ламинат с имитацией рисунка древесины, и кожу, натуральную и искусственную. Стилистически интерьер гардеробной чаще всего выглядит строго, минималистично – здесь доминирует функция. Но, конечно, никогда не угасал спрос и на классицистические гардеробные – с резными капителями, филенками и декоративными карнизами. Вариантов отделки дверей и перегородок еще больше. Помимо шпона применяются альтернативные материалы: лакированное и художественное стекло разных цветов, текстиль, обои, пластик, перфорированный алюминий, резные деревянные панели. Производители предлагают двухслойные перегородки: с внешней стороны используется декор, соответствующий интерьеру спальни или прихожей, с внутренней – размещается зеркало или лакированная поверхность в тон внутренним элементам. Большинство фабрик используют натуральное дерево только для внешних панелей, но некоторые работают с деревом еще и во внутренней отделке. 

Интересен прием с использованием полупрозрачного метакрилата и стекла для дверец, кассетниц и ящиков: эффект прозрачности можно красиво подать с помощью внутреннего освещения.
Модные тенденции. В чем-то гардеробные похожи на кухни – в них сейчас тоже модно делать «острова». Например, отдельно выносят модуль, куда убирают обувь (считается неправильным, когда она хранится там же, где одежда), или всю необходимую «бытовую химию», и делают у этого модуля двойную прозрачную столешницу – чтобы можно было пристроить снятую с себя вещь, пока ищешь другую. И, конечно, цена гардеробной увеличивается за счет дизайна. Архитектор или дизайнер с именем создает что-то интересное, чтобы получить красивый образ, просчитанный до мелочей: пропорции, тщательно подобранный шпон. Другие производители придумывают изыски: интарсия на дверях, визуальная маскировка под дверные проемы или стеновые панели, кожа и бархат внутри ящиков. Решения, которые используют фабрики высшего эшелона максимально функциональные. Присутствие в гардеробной таких деталей, как брючница или галстучница, добавляет ей дополнительные удобства: развешенные галстуки удобны для сравнения и выбора, а стрелки на брюках будут прямые, как в день создания. От моли вам могут предложить декоративную вставку из душистого кедра.

Стиль. Вторгаясь в любой стиль, гардеробные в умелых руках только усиливают его. Стилизация под традиционное японское жилище предполагает наличие множества раздвижных перегородок-сёдзи. Дверные полотна для «дворцовых» интерьеров, наоборот, декорируются в соответствии с классицистической стилистикой. Стиль Хай-тек требует гладких или рифленых алюминиевых фасадов.И здесь чем больше ассоциаций с воротами в гараж или заводской цех, тем лучше. Для сторонников «фасадов-невидимок» подойдут двери, повторяющие отделку стены, с замаскированной фурнитурой. Для любителей «английского стиля» гардеробная будет в сдержанных тонах. Отделка стеновых панелей и дверец шкафчиков шпоном (или ламинатом) вишни, махагони или дуба создаст ощущение респектабельности. Светлые тона придадут вашей гардеробной легкость и ажурность. Яркую декоративность стиля  Ар-деко подчеркнет металлизированная отделка стеклянных поверхностей. Сквозь стекло так красиво выделяются сорочки и полупрозрачные чехлы белого цвета...  Хороша стилизация под любой стиль Этно. Оформив фасад в китайском духе, можно внутри окрасить стены в красный цвет или добавить пару ящиков, передние панели которых имитируют старую лаковую мебель. 

Но в небольшой гардеробной неглубокие светлые полки должны преобладать над количеством закрытых ящиков и дверец. Так достигается легкость и простор. В относительно большой гардеробной допустимо одинаковое количество открытых полок и закрытых ящиков. Яркий цвет стен и полок гардеробной не позволяет правильно подобрать нужную вещь. И постарайтесь избежать отделки стен обоями с контрастным рисунком или орнаментом – вы можете достичь эффекта «переноса» рисунка на однотонные вещи. Такие варианты возможны, если вы уже давно определились в выборе своей одежды. Отношение к гардеробным поменялось. Бесчисленные дорогие «семейные ценности» надо где-то хранить, чемоданы для путешествий (сейчас люди много ездят по миру) – тоже. Назрел определенный культ гардеробной комнаты, и некоторые уделяют ей даже больше внимания, чем гостиной. 

Софиева Н. И. - Дизайн интерьера. Стили, тенденции, материалы.

 

 

 

Цена дизайна интерьера
800 р.м2
Заказать звонок
Ваше имя*
Телефон*
Консультация специалиста бесплатна

Оставляя заявку прямо сейчас, Вы гарантировано получаете консультацию профессионала

Мария: *
Телефон/E-mail: *
Комментарии:
телефон архитектора-дизайнера
Часы работы
Работаем по будням с 10:00 до 20:00
Наш адрес:
г. Новосибирск