Дизайн гостиной
На вопрос, что есть гостиная в современном доме, трудно дать однозначный ответ. Это не только помещение для приема гостей, это еще и жилая комната, место, где можно собраться всей семьей, отдохнуть и пообщаться, посмотреть телевизор, выпить чаю. И, как всякая комната, эта комната должна быть комфортной. Теоретически гостиная сегодня – это всевозможная мягкая мебель и один или несколько журнальных столиков. Это при том, что все вещи убраны в систему хранения. Если такой нет – спасением будет корпусная мебель.
Корпусная мебель сегодня будет подчеркнуто низкой, с акцентом на горизонтальных поверхностях. Современные стенки избавились от прежней громоздкости. В них появилось много открытых участков, через которые видна стена. Им теперь свойственно присутствие встроенных элементов, которые позиционируются как самостоятельные предметы (например, стенка с инсталлированным, точнее, просто вставленным в нее комодом). Причем эти встроенные предметы могут иметь свою собственную глубину и выступать за общую линию фасадов. «Случайность» таких элементов подчеркивается еще и тем, что нередко они ставятся на ножки. Это придает всей композиции нестандартность. Фасады современных стенок могут быть и глухими, но чаще они прозрачные или полупрозрачные. Современная тенденция – максимальная открытость. В зависимости от того, содержимое каких шкафов и полок хочется скрыть, а что оставить на обозрение, делают выбор между тем или иным вариантом заполнения фасада. И очень облегчает пользование стенкой внутренняя подсветка ее полок и шкафов, а наружная поможет создать из стенки композиционный центр. Интересна композиция, составленная из самостоятельных мебельных элементов в стиле шестидесятых. Нижний ряд может представлять собой череду невысоких комодов, а верх состоять из навешенных полок. Эффектная деталь – низкий стилобат на ножках, на который можно поставить аппаратуру. Композиция обретает целостность благодаря единству дизайна и четкой геометрии компоновки. Для небольшой квартиры, где гостиная часто служит и спальней, и кабинетом,и гардеробной, имеет смысл выбирать мебель, совмещающую в себе несколько функций, либо предметы-трансформеры. Это, например, стенка, в которую встроен письменный стол. Или стенка, из которой раскладывается спальное место. Эстетические принципы организации маленького пространства сводятся к лаконизму формы. Громоздкие, обильно украшенные деталями предметы зрительно перегружают и без того небольшое помещение. Предпочтение лучше отдавать чистым линиям, однотонным расцветкам и небольшим размерам.
Мягкая мебель. Гостиная может иметь много зон и много обличий – это и гостиная-кабинет, и гостиная-игровая, и гостиная-столовая. И созданию этих зон и обличий поможет, как ничто другое, мягкая мебель. В каминной или курительной зоне достойно и солидно смотрится кожаная мебель в викторианском («английском») стиле. Очень нестандартно выглядят кожаные кресла разной формы (угловатые и округлые), если они объединены одним цветом или одной обивкой. В больших пространствах хорошо смотрятся солидные предметы с крупными деталями: огромные диваны, столы с очень толстыми ножками. Для создания атмосферы будуара подойдут так называемые французские диваны и кресла. Это канапе – небольшие диванчики на высоких ножках, с высокой спинкой и в меру мягкими подлокотниками. Существует много видов этой универсальной изящной мебели. От одноместных (козет) до длинных и узких (меридиен) с шестью или восемью ножками. Благодаря своей S-образной форме, когда собеседники сидят лицом друг к другу, канапе-конфидан исключительно располагает к конфиденциальным беседам.
Планировка. Для размещения традиционной группы мягкой мебели (трехместный диван, двухместный диван и кресло) требуется примерно 10,4 м2. Это если исходить из средних размеров. При расстановке необходимо, чтобы между мягкой группой и остальной мебелью оставалось расстояние минимум 60 см. Даже если пространство гостиной невелико, постарайтесь выбрать для мягкой мебели место не на проходе: ни диваны, ни кресла не должны закрывать подход к окну, к балкону или двери. Это неудобно не только для того, кто хочет пройти, но и для того, кто сидит на диване. Схема размещения набора мягкой мебели может быть открытой – буквой «П», если гостиная является домашним кинотеатром. А может быть закрытой – буквой «О», когда кресла и диван расставляются вокруг журнального столика, который в этом случае становится центром всей композиции. Открытую композицию можно по-разному сориентировать относительно двери. Вариант, когда расположившиеся на диване или в креслах люди обращены лицом ко входу, – дружелюбнее для вновь входящих и психологически комфортнее для сидящих – никто не любит сидеть ко входу спиной. Можно отойти от традиционной планировки, сделав ее более необычной. Попробуйте поставить мягкую мебель не стандартно, а по диагонали. Такой интерьер приобретет динамичность, выразительность, да и комната удивительным образом увеличится визуально. Диагональную композицию диванной группы должны поддержать другие элементы интерьера, например диагональная укладка напольных покрытий. Кстати, это самый эффектный способ укладки и плитки, и паркета, и доски. В помещениях от 25–30 м2 диван может использоваться в качестве зонирующего элемента: спинка его будет служить той условной линией, которая отделяет собственно гостиную от другой зоны. Естественно, в этом случае задняя сторона спинки дивана должна быть выполнена так же качественно, как и все остальное. Мебельные скрепки исключены, обивочная ткань или кожа должна быть того же качества, что и на фасадных и боковых поверхностях. Если у вас нет отдельной спальни, диван для гостиной потребуется не просто раскладной, но сделанный особо качественно. Механизм трансформации в этом случае будет востребован каждый день, а не от случая к случаю для гостей. При этом дополнительную нагрузку будет испытывать наполнитель не только сиденья, но и спинки. Угловые диваны, несмотря на кажущуюся громоздкость, на самом деле значительно экономят пространство, поскольку позволяют обойтись без кресел. Ведь кресла приобретаются для увеличения количества посадочных мест и с целью, чтобы гости могли видеть друг друга.
Стеллажи. Уже в силу своей «сквозной» конструкции стеллаж – идеальное средство для зонирования помещения. С его помощью можно обозначить функциональные зоны, не загромождая пространство. Стеллаж может стоять и вдоль стены, но если он располагается отдельно, то должен быть устойчив: глубина полок должна быть не меньше 40 см. Интересны стеллажи, состоящие из секций различной высоты, которые образуют конструкцию в виде лесенки, что часто применяют в подлестничном пространстве. А в гостиной такие конструкции будут прекрасно смотреться, придавая интерьеру неординарность за счет ступенчатого силуэта.
Журнальные столики. За последние 100 лет человек в среднем вырос на 20 см, а мебель стала ниже на 10 см, и это средняя цифра. Стол, пожалуй, опустился ниже других предметов мебели. И поменялась роль группы из стола и стульев в квартире. Полноценный обеденный стол обычной высоты с расставленными вокруг него стульями теперь занимает в гостиной или столовой уже не центральное место. Им отведена своя зона. В то время как журнальный столик, который называют так, даже если на нем никогда не лежали журналы, может узурпировать роль интерьерного центра. Особенно если в гостиной отсутствует TV. Журнальный стол в интерьере гостиной способен брать на себя и некоторые другие функции. Например, существуют столики-витрины со столешницами из стекла. Под ними обычно располагаются выдвижные ящики, в которых можно, как музейные экспонаты, разложить коллекцию. Интересный вариант – столики-подносы, в которых столешница имеет бортики и ручки, полностью повторяя форму подноса. Такие столешницы можно при необходимости снимать и переносить. Атмосферу изысканности вносят в интерьер гостиной пристеночные столики-консоли. Забавно выглядят столики-«близнецы». Они могут быть абсолютно одинаковыми и различаться лишь по цвету. А одинаковые по цвету и лаконичные по стилю модели способны придать интерьеру минималистическую немногословность. С точки зрения экономии жилого пространства очень удобны столики-«матрешки». Набор может состоять из двух-трех одинаковых по дизайну, но разных по размеру предметов. Они как бы вдвигаются друг под друга и поэтому занимают небольшую площадь. А если гостиная на ночь превращается в спальню, раскладывается диван и каждый раз отодвигается журнальный столик, стоит подумать о модели столика на колесиках. Так что вариантов столиков огромное количество.
Тумба под телевизор. Еще совсем недавно подставки под аудио- и видеоаппаратуру считались сугубо функциональными предметами мебели и, как правило, действительно представляли собой довольно невзрачную конструкцию из пары-тройки полок. Однако с развитием современной дизайнерской электроники подобные взгляды подверглись радикальному пересмотру. Сегодня смотрят не только на экран телевизора или музыкальный центр, но и на то место, где они стоят. Сейчас возможность интеграции аппаратуры и соответствующей мебели в интерьер рассматривается как важная часть философии компаний-производителей. Многие ведущие производители мебели разрабатывают подставки для собственных моделей телевизоров, музыкальных центров и акустических систем. Такие компании предлагают не только актуальный дизайн, но и современные технологии, материалы и продуманные конструкции. А разместить TV необходимо так, чтобы свести к минимуму вред для здоровья от неудобной позы или излишнего перенапряжения глаз. Согласно рекомендациям гигиенистов и эргономистов, экран должен находиться на такой высоте, чтобы его центр оказался на уровне глаз сидящего перед ним человека. Допустимое отклонение угла зрения от горизонтали находится в пределах ±10°. В противном случае человеку будет не комфортно в течение долгого времени держать голову, глядя вверх, или, наоборот, сидеть, сгорбившись, глядя вниз. Особенно неудачен потолочный монтаж экрана, который часто используют в стесненных пространствах. Кронштейны для такого монтажа предназначены скорее для общественных мест – торговых центров, залов ожидания, где предполагается недолгий просмотр телевизора. Оптимальное расстояние между зрителем и устройством отображения составляет 3–4 длины диагонали экрана. Зрителям следует располагаться таким образом, чтобы не смещаться в сторону от осевой линии экрана более чем на 15°. Особенно строги к боковому смещению жидкокристаллические дисплеи старых моделей, на которых теряется яркость и контрастность картинки. Чем ярче освещение гостиной, тем хуже отображение. Современные плазменные панели и жидкокристаллические телевизоры дают достаточно яркую картинку и не требуют обязательного затемнения помещения, однако экраны этих устройств «бликуют» – отражают свет соседних источников. Пресловутое «антибликовое покрытие» решает проблему лишь частично. Не случайно при проектировании интерьера домашнего кинотеатра плоскость экрана рассматривается как обычное зеркало. Анализируются углы отражения лучей от рассеянных источников света (попадают или не попадают). По возможности следует избегать попадания на экран и прямых солнечных лучей. При просмотре телепрограмм или кинофильмов комнату лучше затемнять с помощью плотных штор. Бессмысленно устанавливать аппаратуру с очень большим контрастом, если на нее падает солнечный свет. В полумраке изображение на экране будет более контрастным, улучшится цветопередача (особенно темных тонов). Полное затемнение требуется лишь при использовании видеопроекторов. И хотя в последнее время многие производители стали выпускать видеопроекторы большой яркости, которые можно применять даже при дневном свете, качество картинки при этом все равно проигрывает. Следующая немаловажная проблема – акустика помещения. Ощущение комфорта от домашнего кинотеатра – это не только красивый интерьер, но и качественный звук, без посторонних отражений или, как говорят специалисты, «призвуков». Особенно сложны для устройства хорошей акустики помещения со «вторым светом»: звук, отражаясь от высокого потолка и возвращаясь в зону прослушивания, неизбежно создает эхо. Оно несет значительные искажения звука, создавая утомляемость от прослушивания. И тогда покупка дорогой аппаратуры получается совершенно бесполезной. «Призвуки», создаваемые неудачным типом помещения, могут полностью свести на нет качество, заложенное в аппаратуру. С этим недостатком помещений, конечно, должны бороться специалисты.
Стиль. Гостиная в стиле Кантри – оазис тишины и покоя, где так приятно отдохнуть после суматохи дня, посидеть в обществе близких людей и поговорить о чем-то, что не имеет ничего общего с рационализмом будней. Во всем убранстве царит некая романтическая провинциальность, а деревянные «старинные» стулья и расписные тарелки на стене только усиливают это впечатление. Все большую популярность приобретает тема сафари в интерьере, хотя последнее время «охотничьи трофеи» больше носят фотографический характер. Мебель из экзотического дерева с отделкой из кожи. Пара экзотических аксессуаров, таких как массивный брус красного дерева в качестве стула, плетеная корзина или калебас для хранения пальмового вина, – и необходимый колорит достигнут. Остальное решит цвет. Для гостиной в современной интерпретации Колониального стиля подойдут различные оттенки охры и черный, все оттенки земляной гаммы, все цвета пятнистых шкур или кожи рептилий. Деревянный выбеленный пол и стеллаж лаконичных форм как нельзя лучше подходят для интерьера в Экостиле. В соседстве с диваном в полотняной обивке охристый цвет кирпича становится сложным и более невесомым. Полупрозрачные шторы с цветочным узором наполняют комнату зеленоватым светом, а ковер на полу еще более усиливает свежесть этой зелени.
Декоративные филенки Классицизма четко структурируют стену и создают экспозиционное место для любимых произведений искусства. Строгую графичность стен призван смягчить диван мягких, пластичных форм. Его коричневая орнаментальность энергично подчеркивается горой подушек, золотом абажуров и карамельно-сливочным цветом занавесок на окне.
Софиева Н. И. - Дизайн интерьера. Стили, тенденции, материалы.
Оставляя заявку прямо сейчас, Вы гарантировано получаете консультацию профессионала